Фонд «Созидание». Историческая справка.

 

Свою работу по Благотворительной программе содействия в поддержке и реализации добровольческих проектов общественно полезнойдеятельности детей и молодежи Фонд «Созидание» начал в 2000 году.
В течение 22 лет Фонд участвует в создании масштабных волонтерских проектов и общественных инициатив, инициирует участие детей и молодежи в общественно-полезной волонтерской деятельности, оказывает экспертную поддержку людям и организациям, работающим в сфере развития благотворительности, добровольчества, просвещения. За этот период командой Фонда «Созидание» реализовано долее 30 федеральных и 7 региональных социально значимых Проектов, в том числе:
Проведено  3700 консультаций для НКО, учебных заведений.
Получено 310 дипломов и благодарностей от известных общественных деятелей и организаций, представителей федеральной и  региональной власти.
Фонду был дан статус Экспериментальной площадки Федерального института развития образования.
В благотворительных программах Фонда приняли участие более 500 партнеров, в т.ч. 225 учебных заведений из 325 российских городов
Опубликовано 285 статей в СМИ, выпущено 14 собственных изданий на тему волонтерского движения, общественно полезной деятельности молодежи, общий тираж изданий Фонда - 25000 экземпляров.
В благотворительных и добровольческих  программах, инициированных Фондом, приняли участие более одного миллиона.волонтеров.
Основное направление деятельности Фонда это 
"Обучение через добровольчество".
Идею внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной деятельности Фонд озвучил в 2001 году, а с 2002 года начал активно адаптировать, и внедрять различные модели методики на практике, проводить экспертные встречи, обменные программы, стажировки, исследования, интервью, семинары, круглые столы, практикумы, издавать методические пособия и сборники.
Были изучены и переведены труды ведущих мировых экспертов в области развития общественно-полезной деятельности детей и молодежи. 
В 2003 году вышел первый сборник Фонда «Созидание», в котором представлена международная практика, анализ различных моделей методики объединения общественно полезной деятельности и процесса образования. В т.ч. в сборнике был  представлен опыт региональных проектов российских образовательных учреждений, с которыми взаимодействовал Фонд «Созидание». 
С участием специалистов РАН было проведено масштабное исследование, которое позволило проанализировать взаимосвязь между участием обучающихся в общественно-полезной деятельности и формированием структуры их ценностных ориентаций, эффективным  использованием, полученных знаний в их социально-значимой деятельности.
Исследование выявило, что участники наших проектов по сравнению с другими обучающимися отличаются более сильной ориентацией на проявление социальной активности, цели их участия в проекте носят, безусловно, социально одобряемый характер.
В 2006 году Фонд «Созидание» опубликовал сборник «SL - Обучение действием», в котором был представлен опыт внедрения методики совмещения  общественно полезной деятельности в средних образовательных учреждениях и СПО России из Тверской, Владимирской, Калининградской областей, Республики Мордовия.
В 2011-2012 гг. была разработана экспериментальная практико-ориентированная методика «Обучение заботой – 9 уроков» для педагогов средних школ, которые работали в сфере развития добровольчества в школе. В 2013 году началось апробирование методики. Педагоги  из Москвы, Твери, Кашина, Саранска, Самары, Саратова, Нижнего Новгорода, Армавира, Владимира, Кирова, Бугульмы (республика Татарстан), Хасавюрта (республика Дагестан) впервые апробировали методику на практике - провели занятия на базе своих учебных заведений. Более 2500 школьников приняли участие в занятиях с использованием методики, реализовали волонтерские проекты на практике. По итогам апробации педагоги представили свои рекомендации и практические советы. Был опубликован сборник методических материалов «Обучение заботой - 9 уроков».
В 2013 году программа Фонда «Обучение заботой» впервые получила статус Экспериментальной площадки Федерального института развития образования (ФИРО).
В 2014-2015 гг. Фонд  «Созидание» работал над программой внедрения инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и подростков в местном сообществе. В рамках программы были организованы стажировки в Москве и встреча педагогов средних учебных по обмену опытом участников программы в Симферополе.
Был разработан трехмесячный Курс «Обучение действием», который тестировался педагогами средних образовательных учреждений и СПО из пяти регионов. Курс был направлен на повышение уровня воспитательной работы и развития толерантности у учащихся, где толерантность рассматривалась, как активная нравственная позиция и психологическая готовность к взаимоуважению и взаимопониманию между различными представителями социальной среды.
В 2015 г., по итогам программы был издан сборник «Обучение действием – внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодежи в местном сообществе». Впервые в сборник вошли материалы о правовом статусе несовершеннолетних, подготовленные специалистами юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2016-2017 гг. на базе результатов практического применения методических материалов Фонда «Созидание» по развитию и совершенствованию молодежного добровольчества была создана программа «Обучение заботой», которая, затем, тестировалась в 75 средних образовательных учреждениях Москвы. По итогам - был проведен конкурс социально-значимых проектов школьников и выпушен сборник «Обучение заботой» - опыт Москвы.
В 2018 году эта программа Фонда вошла в состав сетевой экспериментальной площадки Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ. (Свидетельство ФИРО № 562.2 от 25.06.2018).
В 2019-2020 гг. годы при поддержке Фонда президентских грантов был обобщён накопленный теоретический и практический опыт программы и впервые создан Электронный  курс «Обучение заботой».
Для тестирования Электронного курса "Обучение заботой" были приглашены преподаватели средних школ и колледжей из Москвы, Санкт Петербурга, Перми, Твери, Тверской и Архангельской областей, Республик Татарстан и Дагестан.
28 преподавателей из 22 учебных заведений провели занятия для 927 школьников в возрасте от 11 до 16 лет, используя материалы электронного курса «Обучение заботой». Тестирование электронного курса позволило повысить качественный уровень методических материалов, проанализировать, и учесть особенности использования материалов Электронного курса на практике в различных регионах, а также в разных типах учебных заведений (школы, лицеи, гимназии, колледжи). Преподаватели, тестировавшие Электронный курс на практике, представили нам свои предложения, которые позволили усовершенствовать материалы Электронного курса. Так, например, в материалы Электронного курса и в Приложения к нему была добавлена информация о распределении командных ролей, игры и упражнения, уточнёнтайминг каждого занятия, форматы и время проведения рефлексии.
Все материалы размещены в свободном доступе на сайте Фонда «Созидание».
Из отзывов педагогов, принимавших участие в тестировании материалов «Обучение заботой».
«Участие в курсе «Обучение заботой» позволило организовать разностороннее общение, взаимодействие, взаимовлияние детей, что предусматривает ситуацию успеха каждого, создает условия для проявления способностей». (Батуллина Р., Бугульма, РТ) 
«В современной ситуации образовательного учреждения, к сожалению, наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, разбросанность целей, содержания и установок в воспитании учеников. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения школьников, на сиюминутные организационные потребности школьной жизнедеятельности. При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с её продуманным содержанием и соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь зачастую отсутствует. Курс «Обучение заботой» позволяет устранить многие из этих проблем» (М.Е. Шубелева, Санкт Петербург).
«Важную роль в обеспечении интерактивности занятий играет педагог, который на протяжении всех активностей находится вместе с детьми, консультирует их и помогает преодолевать возникающие трудности. Кроме того, своим поведением он поддерживает доброжелательную атмосферу, позволяющую ученикам быть уверенными в себе, чувствовать, что какие бы задания они ни встретили, они обязательно с ними справятся. На занятиях педагог разбирает с детьми особенности выполнения различных этапов, даёт комментарии и пояснения к ним. Помогает  провести самооценку  в вопросах того, что хочет, и того, что может учащийся. Рассказывает о выстраивании приоритетов по отношению  тому, что важно и срочно, и к тому, что можно сделать позже. Педагог разумно стимулирует детей, учит задавать больше вопросов и активно получать на них ответы. Это, на мой взгляд, самое важное – педагог выступает в роли помощника, консультанта, а не организатора детей и проекта. » (Шамиева Ф., с. Шемордан, Республика Татарстан)
В 2020 году Фонд приступил к разработке новой версии программы «Обучение заботой» - созданию Электронного курса «Ты нужен!» для проведения педагогами занятий с учащимися начальных классов в группах продленного дня. Курс «Ты нужен», содержащий материалы занятий и методические рекомендации, предназначенные для проведения педагогами занятий по добровольчеству с детьми младших классов во внеурочное время, в т.ч. посещающих группу продлённого дня, был проведен на базе 16-ти образовательных учреждений. В этот Электронный ресурс вошли методические материалы по проведению занятий с младшими школьниками,тематические слайды, познавательные игры, видео, аудио материалы с использованием лучшей российской мультипликации, прозы, стихов, музыки и пр. 
Участниками курса «Ты нужен!» стали 375 учеников (средний возраст 8-9 лет). По результатам проведенных опросов родителей и учеников до начала курса - 58% детей ранее не принимали участие в добровольческой деятельности, 54% опрошенных родителей считали, что детям 7-9 лет не надо участвовать в волонтерстве, 48% родителей затруднились назвать примеры участия младших школьников в добровольческой деятельности. 75% детей не смогли дать определение слову волонтер (доброволец). По результатам опросов после окончания курса - 98% детей смогли дать точное и правильное определение волонтерской деятельности. Юные участники курса назвали более 15 новых навыков и различных знаний, которые они получили, участвуя в занятиях курса. Более 80% - учебных заведений-участников проекта заявили о том, что они планируют продолжать занятия по курсу «Ты нужен!» в дальнейшем.
2022 году Фонд «Созидание» во взаимодействии с педагогами при поддержке Фонда президентских грантов разработал и реализовал Проект «Дорожная карта волонтера». Это новое направление, которое позволило учащимся 7-8 классов подготовить и реализовывать свои индивидуальные волонтерские проекты во внеурочное время. Основная идея проекта – Рабочая тетрадь «Дорожная карта волонтера» для учащихся 7-8 классов, которая является пошаговой инструкцией с текстами, таблицами, рисунками, составленная доступным, современным языком. «Дорожная карта волонтера» помогает юным участникам узнать о реальных существующих социальных проблемах, выбрать направление деятельности, найти сторонников и ресурсы, разработать и воплотить свои волонтерские проекты на практике, где педагоги выступают в роли наставников. В помощь педагогам и учащимся создан Банк добровольческих идей – краткое описание более 40 примеров вдохновляющих социальных волонтерских проектов из практики Фонда «Созидание» и партнеров. 16 педагогов средних образовательных организаций из Костромской, Кировской, Тверской областей и Республики Татарстан протестировали методические материалы «Дорожная карта волонтера – индивидуальные проекты» – провели занятия и консультации в подготовке и реализации 80-ти волонтерских проектов школьников.. Впервые в Проект был включен раздел «Возможности и особенности работы в социальных сетях при выполнении школьниками волонтерских проектов».
Методические материалы Фонда, в т.ч. материалы ресурса «Дорожная карта волонтера» (модуль «Методика проведения занятий со школьниками по реализации индивидуальных волонтерских проектов «Дорожная карта волонтера») вошли в состав Курса повышения квалификации Кафедры воспитания и психологического сопровождения КОИРОпо теме «Содержание и организация волонтерской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования», слушателями которого только с ноябре 2022 года стали 60 педагогов школ из 14 регионов России.
Материалы ресурса «Дорожная карта волонтера».находятся в свободном доступе на сайте Фонда «Созидание» www.fondsozidanie.ruв разделе Он-лайн ресурсы – «Дорожная карта волонтера». Ими можно пользоваться он-лайн, либо можно скачать с сайта на свой компьютер, а затем пользоваться ими без подключения к Интернет. Материалы ресурса «Дорожная карта волонтера» предоставляются бесплатно для некоммерческого использования, при условии ссылки на источник.

Исполнительный директор Фонда, Захарова Е.А. – Член Общественной палаты Москвы II Созыва, Руководитель Комиссии по развитию НКО, благотворительности и добровольчества, член Координационного совета по развитию добровольчества Общественной палаты РФ (Рабочая группа по образованию), федеральный эксперт конкурсов социально-значимых проектов, автор-разработчик методических пособий в области развития добровольчества в образовательных учреждениях среднего и высшего образования.

Приглашаем к участию в Благотворительной программе Фонда "Созидание"